Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.
+7 977 748-17-15
info@antikvarpro.ru

Panzerkampfwagen III

Panzerkampfwagen III

Panzerkampfwagen III

С 1934 года высшее военное руководство Вермахта активно развивало танкостроение Германии. Наряду с быстро устаревающим Pz. I было решено создать пулемётно-пушечную гусеничную машину, для использования её в качестве полноценного танка прорыва.

История создания

11 февраля 1934 состоялось историческое совещание высших чинов Управления вооружениями Третьего Рейха. На совещании был глубоко изучен и рассмотрен вопрос о расширении танкового парка, как минимум двумя моделями – лёгкого танка, оснащённого автоматической пушкой и среднего танка, оснащённого 37-мм противотанковым орудием.

Требования к новой машине объявили следующие:
Масса в пределах 10 тонн;
Башня с полным круговым вращением, оснащённая пушкой, спаренной с пулемётом;
Максимальная скорость в пределах 40-50 километров в час;
Адекватное круговое бронирование;
Должен использоваться двигатель Maybach мощностью не менее 300 лошадиных сил;
Танк должен иметь запас на будущие модернизации.

На участие в конкурсе по разработке подали заявки сразу четыре компании – MAN, Rheinmetall-Borsig, Daimler-Benz и Krupp. Военная комиссия критически рассмотрела все четыре проекта и вынесла из них следующие требования – MAN и Daimler-Benz предоставляют три варианта опытных шасси танка, Krupp и Rheinmetall-Borsig предоставляют по одному проекту башни и необходимого вооружения.

По итогам испытаний, было выбрано шасси Daimler-Benz, которое рекомендовалось использовать на серийных танках, с учётом некоторых модификаций. В сравнении башен новой машины победа осталась за Krupp, и в 1935 году проект был утверждён к малосерийному производству для проведения войсковых испытаний танка.

Предсерийные модификации

Pz. Kpfw. III Ausf. A
В 1935 году компании Daimler Benz был выдан заказ на десять предсерийных шасси. Параллельно был выдан заказ и компании Krupp, которая обязалась поставить башни для этих шасси. Кроме этих двух компаний, выполнением этого заказа занимались несколько других, более мелких заводов – какой-то из них поставлял электронику, какой-то – детали корпуса или броню. Так или иначе, производство первой партии «вышло комом» - вместо передачи пилотной серии, получившей название Panzerkampfwaen III Ausfuhrung A, в середине весны 1937 года, машины попали в войска лишь к концу года. Также, машина имела и отклонения от технического задания – возросшая до 15 тонн масса не позволяла развивать танку заявленные 40 километров в час по шоссе.

Pz. Kpfw. III Ausf. B

Во второй модификации конструкторы применили несколько иное строение шасси – вместо пяти опорных катков большого диаметра применялись восемь катков малого диаметра. Изменений коснулась и система подвески – вместо пружинной на каждый каток, на модели В применялась общая листовая рессорная подвеска на каждую пару катков. Из 15 заявленных прототипов этой модификации, пять штук было перенаправлено на разработку перспективной самоходки Sturmgeschutz III.

Pz. Kpfw. III Ausf. C

Третья предсерийная партия отличалась от первых двух не сильно – была изменена компоновка подвески, а именно – все катки были разделены на три неравномерные группы (2-4-2), с пружинными амортизаторами на крайних тележках и рессорной подвеской на средней. Такая компоновка позволяла плавнее проходить препятствия, снижая тряску и тем самым менее утомляя экипаж на маршах. Также был усилен электрический мотор поворота башни, также изменилась конструкция рычагов бортовых передач.

Pz. Kpfw. III Ausf. D

Последняя предсерийная модель практически не отличалась от крупносерийных образцов. В этой модели оснастили переднюю и заднюю катковые тележки уже рессорной подвеской, переработав всю подвеску полностью. Прорези в верхнем бронелисте моторного отсека заменены люками, которые можно открывать в маршевом положении для лучшего охлаждения двигателя. Применена новая шестискоростная трансмиссия, башня получила командирскую надстройку.

Серийные модификации

Pz. Kpfw. III Ausf. E

Первая относительно крупносерийная модификация поступила в войска в конце 1938 – начале 1939 года, всего из-за различных накладок при производстве было выпущено 96 едиинц, вместо планируемых 1200. На танке применили обрезиненные катки, изменена конструкция ходовой части, а также изменили катки поддержания гусеницы. Помимо этого, на этой модели впервые установили задуманный по проекту двигатель Maybach на 300 лошадиных сил мощности и применили десятипозиционный вариатор в качестве КПП.

Изменились и приборы наблюдения – в частности, для водителя установлен двойной прибор наблюдения – как стандартное смотровое окно, прикрытое триплексом, так и перископический прибор наблюдения. В корпусе танка появились эвакуационные люки, также изменена конструкция башенных люков.

Pz. Kpfw. III Ausf. F

Незначительная модификация модели Е, в которой добавилась защита башни, предназначенная для предупреждения заклинивания механизма поворота вследствие попадания в зазор пуль или осколков снарядов.

На базе этой модификации была предпринята попытка создания эрзац-истребителя танков. Для этого на F модификацию устанавливалось 50-мм орудие Kwk 38, с длиной ствола в 42 калибра. Внешне отличались как орудием, так и изменённой маской орудия, а также количеством спаренных с орудием пулемётов. Всего таких машин было создано 10 единиц.

Pz. Kpfw. III Ausf. G

В этой модификации усилено кормовое бронирование, изменена конструкция башни танка (в ней появился люк для стрельбы сигнальными ракетами), а также установили вентиляционную систему для выведения пороховых газов при стрельбе.

Помимо этого, серьёзно увеличилась проходимость танка – на него стали устанавливать гусеницы шириной в 40 см, что снижало удельное давление на грунт, а также новые катки, изменили конструкцию ленивцев и перенесли ведущие колёса вперёд.

Pz. Kpfw. III Ausf. H

Эта серия позиционировалась как дальнейшее развитие модели G. Из важных изменений – изменилась технология производства башни танка, отныне она изготавливалась из гнутого цельного бронелиста, спереди и сверху наваривались соответственно, лобовой щиток и верхняя бронеплита башни. Лобовое бронирование башни также было усилено установкой дополнительной 20-мм бронеплиты с прорезями для прицельных приспособлений и спаренного пулемёта.

Pz. Kpfw. III Ausf. J
Эта модификация появилась под впечатлениями от действий русских танков. С этой целью «тройки» данной модификации получили усиленное до 50 мм бронирование лобового листа, также бронирование получила курсовая пулемётная установка, изменили люки башни, моторного отсека. Также изменениям подверглась конструкция воздухозаборника – сокращена длина трассы подачи воздуха к карбюратору.

Механик-водитель получил новый смотровой прибор с перископом. Но главнейшим изменением следует считать орудие – первые модели серии выпускались с пушкой Kwk 38, с длиной ствола в 42 калибра. Для увеличения дистанции эффективного огня, а также в попытке уравнять шансы с русскими танками, в декабре 1941 началась установка нового орудия – Kwk 39 с длиной ствола в 60 калибров. В идеале эта пушка калибра 50 мм была способна пробивать броню советских танков на дистанциях до полукилометра.

Танки под модельным рядом K, L, M не имели выдающихся конструктивных изменений, вся их модернизация касалась упрощения технологии производства, повышения защитных свойств (в серии М танк получил стойки для крепления бортовых противокумулятивных щитов) и ликвидации систем обзорности, не несущих большой пользы.

Pz. Kpfw. III Ausf. N
Этот танк явился финальным аккордом всей серии «троек» достигнув предела модернизации, конструкторы уткнулись в тупик именно на этой модели. Усиление бронирования, установка новой более «обзорной» командирской башенки от танка Pz. IV, а также установка «мощного» 75-мм орудия Kwk 37, применявшихся на более тяжёлых танках четвёртой серии, должны были превратить Pz. III в некое подобие универсальной боевой машины, способной на равных биться как с танками противника, так и с его пехотой и артиллерийскими позициями врага.

Но увы, время «тройки» закончилось в начале 40-х годов. И если на первых этапах Великой Отечественной Войны этот танк был способен на подавление устаревших моделей советских машин, то с насыщением советских танковых подразделений машинами Т-34 и КВ поставило крест на их плодотворном применении. Да, какие-то эпизодические схватки этот танк был способен выиграть даже в 1944, но массовых побед от этого танка не ожидалось в принципе. Да и невозможны они были в принципе.

Антиквариат Германии

Предлагаем приобщиться к истории одной из самых ярчайших стран европы. Вашему вниманию представлены каталоги:

  • Германия 1914-1918
  • Германия 1933-1945
  • Германия реконструкция
  • Мы надеемся, вы найдете для себя что-то интересное! С уважением, Antikvarpro.ru


    Категория: Коллекция
    5 Июля 2022

    Возврат к списку



    Корзина0 позиций на сумму 0 руб.