Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.
+7 977 748-17-15
info@antikvarpro.ru

Операция «Киндертранспорт». Почему британцы согласились принять еврейских детей, но не их родителей?

Операция «Киндертранспорт». Почему британцы согласились принять еврейских детей, но не их родителей?

Операция «Киндертранспорт». Почему британцы согласились принять еврейских детей, но не их родителей?

Даже один еврейский беженец — это слишком много. Таково было отношение практически всех западных стран в 1938 году. Только после Хрустальной ночи Великобритания неохотно открыла свои границы для беженцев, но только для несовершеннолетних. В результате было спасено 10 000 детей.

Конференция в Эвиан-ле-Бен, созванная летом 1938 года по инициативе американского президента Франклина Делано Рузвельта, стала огромным разочарованием для еврейской общины.

Из 32 стран-участниц только Доминиканская Республика, Австралия и некоторые государства Южной Америки согласились принять беженцев с территорий, контролируемых нацистами.

И это при том, что ранее Гитлер заявил, что если другие страны готовы принять евреев, то он с радостью поможет им уехать.

Вовремя для Гитлера

Только после трагических событий "Хрустальной ночи" - погрома 9/10 ноября 1938 года, в ходе которого был убит 91 еврей, около 26 000 депортированы в лагеря, разграблено более 7 000 магазинов и рабочих мест и сожжена 171 синагога, - совесть британцев всколыхнулась.

Британское правительство смягчило свою иммиграционную политику и решило открыть границы для беженцев из районов, контролируемых Третьим рейхом. Сложная операция по переправке евреев через Ла-Манш называлась Kindertransports (перевозка детей). Ведь там была одна загвоздка - или даже несколько.

Во-первых, на острова должны были допускаться только дети до 17 лет - без родителей или других родственников. Во-вторых, Великобритания не собиралась выделять деньги на их транспортировку или содержание. Финансовое бремя всей операции должно было лечь на плечи еврейских организаций по всей Европе и частных спонсоров.

Более того, ожидалось, что как только ситуация на континенте стабилизируется, маленькие беженцы вернутся к своим семьям или эмигрируют в Палестину. В то время никто не предполагал, что в течение следующих семи лет большая часть еврейского населения Европы будет уничтожена, а спасенным детям просто некуда будет возвращаться.

Цена жизни

Первый транспорт с примерно 200 детьми прибыл в британский город Харвич 2 декабря 1938 года - всего через три недели после Хрустальной ночи. Маленьким беженцам выдали временные визы, которые были оформлены наспех, так как не было достаточно времени для подготовки документов.

Им разрешили взять с собой только небольшой чемодан с багажом и максимум 10 марок на каждого (чиновники предполагали, что еврейские дети все равно не нуждаются в деньгах). Боб Кирк, урожденный Рудольф Кирххаймер, который был депортирован в составе "Киндертранспорта" в мае 1939 года, когда ему было менее 14 лет, вспоминал:

"Я понятия не имел, куда иду. Нас было около 200 детей в том транспорте, и все мы были, мягко говоря, нервными. Мы были встревожены и взволнованы. Большинству из нас сказали, что мы отправляемся в приключение и что наши родители присоединятся к нам, как только получат документы.

Мои родители были настолько сосредоточены на том, чтобы это не выглядело как окончательное расставание, что не дали мне ничего, что указывало бы на то, что мы больше не встретимся".

Одинокая дорога в неизвестность

Условия, установленные британцами, означали, что дети подвергались суровому отбору, прежде чем им разрешалось стать частью "Киндертранспорта". Приоритет отдавался подросткам, которым грозил арест и заключение в концентрационный лагерь, польским детям, предназначенным для депортации, еврейским сиротам и малышам, чьи родители уже были отправлены в лагеря.

Спешка была огромной, но благодаря самоотверженности таких героев, как Гертруда Вейсмюллер и ее мужа, Нормана и Хелен Бентвич из Англии или Дезидера Фридманна из Австрии (который погиб в Освенциме в октябре 1944 года), вся операция прошла довольно гладко.

Несмотря на все усилия, не все транспорты достигли места назначения. Так было, например, с поездом с 250 маленькими беженцами, который отправился из Праги 1 сентября 1939 года. До сих пор неизвестно, что случилось с его пассажирами.

В каких условиях перевозились дети? Исторический роман "Последний поезд" дает некоторое представление об этом. Автор, Мэг Уэйт Клейтон, пишет:

"Поезд загрохотал по рельсам, замедлился и сделал широкую дугу. Дети в рядах перед Стефаном ели провизию, которую родители дали им в дорогу, или разговаривали, или тихо сидели, или занимались английским, или спали, или пытались сделать вид, что не плачут.

Стефан усадил брата и отнес в туалет грязный подгузник. Один из малышей, вероятно, пропустил туалет, когда поезд шатался, возможно, даже не один".

Во время длительных путешествий на поезде, пароме или самолете дети практически оставались без присмотра. По прибытии их в лучшем случае помещали в приемные семьи. Те, кому повезло меньше, попадали в детские дома, на фермы (где их заставляли работать) или даже в исправительные колонии в Канаде или Австралии.

Последний паром из Голландии с 74 несовершеннолетними эмигрантами на борту отчалил от берега 14 мая 1940 года, хотя фонд помощи официально закончился раньше - в августе предыдущего года.

Бесконечное путешествие

Несмотря на множество противоречий вокруг операции (включая психологическую травму, которую она нанесла молодым беженцам), в целом она оценивается положительно. В общей сложности, благодаря операции "Киндертранспорт", около 10 000 детей нашли убежище в Великобритании, 75% из них были еврейского происхождения.

О многих из них заботились, и они выросли политиками, художниками или учеными (физик Вальтер Кон, депортированный из Вены Гертрудой Вейсмюллер, даже получил Нобелевскую премию)

Однако судьба других была незавидной - особенно старших мальчиков, которые были объявлены военнопленными и интернированы весной 1940 года. Большинство спасенных малышей никогда больше не видели своих родителей.

Как они сами оценили эту сложную операцию спустя годы? Франк Майслер, депортированный в составе одного из транспортов из Гданьска, писал:

"Несмотря на нашу грусть, у нас некоторое время было впечатление, что мы находимся в праздничной поездке. Но поездки обычно заканчиваются, а эта так и не закончилась. В каком-то смысле мы все еще путешествуем".

В наших коллекциях "Антиквариат СССР до 1945", "Антиквариат Реконструкция СССР", "Антиквариат Германия 1933-1945" и "Германия реконструкция"  представлены элементы военной экипировки, личные вещи, наградные медали, ордена, значки и элементы экипировки солдат. Экспонаты бережно сохранены в отличном состоянии и подготовлены к дальнейшему хранению. Вы можете приобрести частичку памяти об одной из самых значимых войн в истории, которая год от года становится только ценнее.

Категория: Коллекция
31 Октября 2022

Возврат к списку



Корзина0 позиций на сумму 0 руб.