Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.
+7 977 748-17-15
info@antikvarpro.ru

Крейсер «Максим Горький» - герой обороны Ленинграда

Крейсер «Максим Горький» - герой обороны Ленинграда

Крейсер «Максим Горький» - герой обороны Ленинграда

Боевые корабли во время Великой Отечественной войны не оставались в тени артиллерии, танков и самолетов: многие из них, несмотря на многие недоработки, стали морскими героями войны, даже если только участвовали в обороне прибрежных городов. Одним из таких стал легкий крейсер «Максим Горький», названный в честь знаменитого советского писателя и общественного деятеля.

Свою родословную этот корабль ведет от первого крейсера советского производства – «Киров», который в свою очередь создавался на основе итальянского судна. Даже конструктор судна был тот же, что ведал строительством «Кирова» - А.И. Маслов. И все же по сравнению с «Кировым» «Максим Горький» получил более толстую броню (70 мм), новые зенитные орудия, а также к вооружению добавилась катапульта ЗК-1. В целом же корабль вооружался 9 орудиями калибра 180 мм, столькими же зенитками, 6 100-мм орудиями, 10 орудиями 37-мм калибра, четырьмя 7,62-мм пулеметами, двумя 533-мм торпедами, столькими же бомбометами и катапультой. Боекомплект включал в себя 90 глубинных бомб и 100 мин. Остальные характеристики тоже немного отличались от тех, что были у «Кирова»: так, общая мощность турбин достигла 129 500 л. с., корабль мог идти с максимальной скоростью 38 узлов (65 км/ч) при дальности плавания 4880 миль (7854 км), а экипаж состоял из 963 моряков в отличие от 734 у прародителя.

Новое судно начало закладываться на ленинградском Заводе №189 20 декабря 1936 г., и уже 30 апреля 1938 г. было спущено на воду. Испытания же судна начались уже в конце 1939 г., и тогда не обошлось без происшествий: 9 декабря 1939 г. два человека отравились газом во время проверки пожаробезопасности в топливном отсеке, а 4 июня 1940 г. на корабле во время очередного выхода в море повредился паропровод, в результате чего 5 человек получили ожоги. И все же «Максим Горький» во время испытаний показал себя лучше, чем «Киров», и после некоторых доработок 12 ноября 1940 г. был включен в состав ВМФ СССР. До этого он сумел принять участие в параде судов в честь дня ВМФ, проходившим на Неве.
Военные годы стали сложным периодом в жизни крейсера. Еще до войны, в декабре 1940 г., судно перешло из Кронштадта в Таллин, где и стало базироваться до июня 1941 г. 14 июня крейсер перешел в Усть-Двинск (сегодня это один из районов Риги), и роковую дату застал именно там. В тот же день в Финском заливе группа эсминцев начала закладку оборонительных мин, а для отражения сил противника на то ж место отправились «Максим Горький» в сопровождении трех эсминцев. Но в ночь на 23 июня крейсер вместе с другими судами попал в минное поле, которое было обнаружено еще в роковое утро. Но информацию о нем не приняли к сведению, в результате корабль подорвался на мине недалеко от мыса Тахкуна (Эстония) и получил повреждение носа и нарушение рулевого управления. Но судно могло продолжать движение, и уже утром 23 июня дошло до о. Вормси, где и осталось там до прихода помощи из Таллина. 24 июня поврежденный нос получил «экстренную помощь» в виде надетого пластыря, защищавшего от попадания воды, боеприпасы были выгружены на судно «Кама», и крейсер в сопровождении эсминцев «Артем» и «Володарский», буксира «Зарница» и нескольких тральщиков своим ходом взял курс на Таллин. Но не успели суда отойти далеко от острова Вормси, как головной тральщик подорвался на мине и пошел ко дну. Корабли экстренно вернулись в исходное место, но поскольку над островом уже летали немецкие самолеты-разведчики, то крейсер вновь развернулся и уже в ночь на 25 июня своим ходом, проходя по мелководью, прибыл в Таллин. Там его осмотрели офицеры техотдела и дали заключение о том, что судно может своим ходом добраться до Кронштадта. Через двое суток крейсер «Максим Горький» в сопровождении трех эсминцев и шести тральщиков вышел из Таллина и к вечеру 27 июня благополучно прибыл в Кронштадт, где был поставлен в док. Поврежденную носовую часть изготовил Завод №189, после чего ее отбуксировали в Кронштадт и уже в доке соединили с судном. Также во время ремонта были частично заменены орудия: вместо катапульты и зениток крейсер получил 10 орудий калибра 37 мм. Уже 12 августа отремонтированный крейсер вышел в море, а 19 августа впервые вступил в бой с немецкой авиацией, стоя в Лесной гавани. Но и там он долго не оставался: 24 августа его перевели в Ленинград, откуда он открыл огонь по противнику уже 4 сентября. К тому времени фашисты близко подошли к городу, и когда началась блокада, «Максим Горький» каждый день стал отбивать налеты вражеской авиации и сам не раз подвергался атаке. 21 сентября в судно попало три тяжелых снаряда, и чтобы спасти корабль от гибели, его тогдашний командир капитан I ранга А.Н. Петров за 20 минут совершил рискованный маневр, перейдя задним ходом в Гутуевский ковш. Судно вновь требовало ремонта, так что 23 сентября его отбуксировали к Заводу №189. Ремонт был произведен оперативно, и 3 октября крейсер стал базироваться на Неве, продолжая вести огонь по немецким самолетам, при этом корабль несколько раз успел сменить позиции, пока Нева не покрылась льдом, а в ход были пущены 100-мм орудия крейсера. Зимой 1942 г. корабль для маскировки покрыли белилами, но и это не спасло его: самолеты продолжали интенсивные обстрелы, а в апреле 1942 г. в результате нескольких налетов авиации вышло из строя радиооборудование судна. Опять потребовался ремонт, на этот раз его производили на Заводе №196, при этом крейсер вновь получил обновленные орудия: к основному вооружению добавились три автомата 37-мм калибра, а также два пулемета «Виккерс». После этого «Максим Горький» продолжал оборонять Ленинград, а зимой 1943 г. он снова обновился: верхнюю палубу покрыли броней толщиной 37 мм.

Корабль сумел выдержать самый трудный период блокады, и в 1944 г. перешел в наступление вместе с сухопутными войсками, освобождавшими город-герой. Судно своим огнем разрушало немецкие батареи, командные пункты и склады боеприпасов. После успешной операции по снятию блокады 22 марта 1944 г. крейсер был награжден Орденом Красного Знамени. Но и после этого он продолжал боевые действия, на этот раз поддерживая огнем солдат на Выборгском направлении.

После окончания Великой Отечественной войны «Максим Горький» стал числиться в Южно-Балтийском флоте и в 1946 г. перебрался в Лиепаю, а оттуда в Балтийск. С того времени в боевых действиях крейсер не участвовал, зато в 1950 г. он успешно содействовал испытанию корабельного вертолета Ка-10, первого в СССР. Также он продолжал принимать участие в парадах в честь Дня ВМФ до 1953 г., после чего его отправили на Завод №194 с целью модернизации. Однако уже в 1956 г. «Максим Горький» перестал считаться боевым кораблем, а еще через три года был списан и сдан на металлолом. Сегодня живых напоминаний о морском герое обороны Ленинграда не осталось, и лишь старые фотографии сохраняют память о нем.

Крейсер «Максим Горький» - советский боевой корабль, созданный на основе «Кирова», но отличавшийся от последнего многими характеристиками. Военный период начался для него неудачно, но частые поломки не смогли навредить морскому бойцу, и судно стало героем, устоявшим в блокаду и в 1944 г. отогнавшим противника от города. И хотя сегодня от этого славного корабля ничего не осталось, его история никогда не будет забыта.
Категория: Коллекция
13 Января 2023

Возврат к списку



Корзина0 позиций на сумму 0 руб.